Статья
27 августа 2025
5 минут чтения

Disciples 2: Тогда и сейчас

Играем в Disciples 2 спустя кучу лет и пытаемся понять, прошла ли игра проверку временем.

Артем Сащенко
Редактор
42
5 мин.

Дебри нюансов и промахи, поджигающие кресло…

Disciples 2 мне в свое время показал одноклассник в компьютерном клубе, в перерыве между побегушками по Deck 16. Одной фразы «удачный клон Героев» хватило, чтобы я заглотил наживку и решил познакомиться с миром Невендаара поближе. Конечно, позже стало понятно, как далека была эта фраза от истины: здесь свой визуальный стиль, кардинально другой подход к геймплею и развитию персонажей. Каждая из этих игр хороша, но хороша по-своему. В 2025 я снова поставил Disciples 2 и хочу поделиться ощущениями с вами, так что предупреждаю: это не обзор в классическом смысле, а попытка понять, прошла ли игра проверку временем.

Disciples 2: Тогда и сейчас

Ощущения от игры тогда и сейчас

Итак, мои первые впечатления тогда: шикарный визуал, выгодно отличающийся готической эстетикой и темным гротеском от более светлых и ярких Героев, от которых к тому моменту я уже подустал. Вот так выглядит карта.

Disciples 2

А здесь мы внутри замка Легионов Проклятых.

Disciples 2

Картину визуальной обреченности дополняет мрачный саундтрек и реплики персонажей в духе «Ignis mare» (в переводе с латинского огненное море) или «vengeance is near!». Опять же, на фоне молчаливых Героев, все это вкатило сразу. Интересно, черт побери, интересно! Ну-ка, как в это играть?

Мои ощущения в 2025: Игра по-прежнему здорово выглядит и звучит. А от классического «Бетрезен умирает…» в заставке и вида знакомых персонажей вайб как от встречи со старыми друзьями: вы давно не тусили, у всех жены, дети, работа, с которой не вырваться, но вот раз в году вы, наконец, собрались зависнуть на выходные.

Disciples 2

В общем, первые ощущения исключительно ностальгические и положительные. А теперь снова вернемся в «тогда», чтобы понять игру уже изнутри.

И «тогда» у меня возникли первые трудности. Дело в том, что в кампании Disciples 2 нет традиционного туториала, который бы постепенно объяснял основы геймплея, типы героев и их способности, особенности развития столицы. Почему я не могу взять больше юнитов? А, это от лидерства героя зависит! Так, сквайру приходится пропускать ходы в бою вместо атаки. Ой, так он не в том ряду стоит. Кем ставить жезл, чтобы захватить ресурсы? Нюансы-нюансы-нюансы. Игра из них состоит. Поэтому, чтобы сразу не отхватывать нещадно, страдая от унижений, можно пройти сначала карту Обучение. Она хотя бы закрывает вопросы по основам геймплея.

В 2025 новым игрокам будет гораздо проще. Перед прохождением можно почитать разные руководства. Тогда у меня такой возможности не было, но сейчас гайдов по игре великое множество. Вероятно, у тех, кто играл в первую часть, проблем с пилотированием второй было меньше, но Disciples: Sacred lands визуально достаточно сильно отличается от продолжения не в лучшую сторону, на мой взгляд.

Disciples 2Disciples 2

Поэтому играть тогда я хотел именно во вторую часть.

Теперь о геймплее

В игре пять фракций: Империя, Горные Кланы, Орды Нежити, Легионы Проклятых и Эльфы. У каждой фракции свои уникальные особенности. На первый взгляд все просто: есть карта с различными врагами, ресурсами, вашей и чужими столицами, а также другими постройками, где можно учить заклинания, покупать/продавать, драться за награду и так далее. Есть сюжетные квесты, которые необходимо выполнить. Отстраиваете столицу и качаете свое войско, чтобы пройти дальше по сюжету. Знакомо звучит, правда? Но это лишь только звучит. На деле вы будете продираться через дебри нюансов.

Например, в кампании за эльфов я нападаю на оборотня жезловиком Исниллом. Этот герой сам повреждений не наносит, но он плодит малых энтов. Расчет простой: напложу их, потихоньку запинаю ими оборотня. Так я прокачаю героя, расчищу путь дальше, профит. Но! Во время битвы я узнаю, что у оборотней иммунитет к оружию, победить их можно только магией.

Disciples 2

А вместо мага, которого логично расположить во втором ряду рядом с Исниллом, я нанял кентавра-копейщика и поставил перед героем. Чтобы тот оттягивал на себя повреждения, пока мой жезловик бодро плодит энтов. Взять и мага, и наездника нельзя: лидерство Иснилла не позволяет. В итоге, я делаю кучу энтов, которые защищают моего героя от оборотня, но сами они бой выиграть не могут. Пробую убежать, но оборотень меня догоняет и убивает. И вот таких моментов, которые игрок должен прочувствовать на своей бедной шкуре, в игре достаточно много. А еще в бою вас могут превратить вот в это.

Disciples 2

Или в это.

Disciples 2

Но это еще не все. Ваши герои и юниты могут промахиваться. Да, я неспроста вынес это в подзаголовок статьи. Промахи — это рандом, который влияет на ход боя. У большинства атакующих юнитов базовый шанс попадания составляет 80%, если атака больше либо равна защите цели.   А защита снижает шанс с шагом в 2% за каждое очко разницы. Например, юнит с атакой 5 против защиты 5 → ~80% попадания, с атакой 4 против защиты 6 → ~76% и так далее. При большой разнице (например, атака 1 против защита 20) минимальный шанс составляет 20%. Бой пошаговый, без перемещения персонажей.

Disciples 2

Из-за одного промаха, как вы понимаете, можно потерять юнита, а можно и слить бой.

Тогда я нещадно горел с этих промахов. Да, можно использовать зелья и заклинания, улучшающие точность, но мне казалось, что они особо и не работают. И все тот же его величество Рандом решает мою судьбу.

Что же в 2025? Я по-прежнему горю с промахов. Но, видимо, увлечение Darkest Dungeon, где эту механику возвели в абсолют (привет, heal на ноль + bleed), мне помогло. И теперь я все это воспринимаю спокойнее.

Darkest Dungeon

Мой вердикт

Disciples 2 прошла проверку временем. Игра точно заслуживает того, чтобы у нее было больше почитателей. Если вы решили окунуться в мир Невендаара, будьте готовы, что придется учиться и страдать, страдать и учиться. Без этого кайфа от игры вы не получите. Но попробовать точно стоит. Хотя бы ради того, чтобы познакомиться с разными воплощениями Утера.

Disciples 2

Да и вообще, если вы любите мрачное фэнтези, стильную рисовку и тактику, Disciples 2 – игра, которая готова все это дать. Но нервами заплатить за удовольствие придется.

Артем Сащенко
Пишу про игры (RPG, рогалики, стратегии, квесты, инди), фильмы, сериалы и книги (фантастика, фэнтези, триллеры). Извлекаю пустоту холода из темноты космоса.

Мерч по теме

Читайте также

Подпишитесь на Телеграм
Получайте новые обзоры и статьи первыми!