В 1996 году Уэс Крейвен задался целью оживить слегка подуставший жанр слэшера. И ему это удалось. Первый «Крик» шокирует буквально с первых минут. Самая звездная актриса в касте Дрю Бэрримор, которая красовалась на первом плане на всех постерах, шинкуется в самом начале фильма. Спойлер

«Крик» удерживал внимание зрителя до самого конца. Фильм получился невероятно выверенным в плане динамики: ни одной просадки, диалоги идут ровно столько, сколько нужно, а в основе действия история противостояния Сидни Прескотт и безжалостного маньяка. Кстати, во время написания сценария Кевин Уильямсон вдохновлялся Гейнсвиллским потрошителем, который три дня держал в страхе студенческий городок во Флориде, и «Хеллоуином» Джона Карпентера. Тандем Уильямсон-Крейвен выдал настоящую жемчужину жанра, которая породила не только кучу франшиз-подражателей, но и пародию «Очень страшное кино». Но важно, что Уэс Крейвен в очередной раз доказал, что не зря занимает свое кресло в Зале славы мастеров ужаса.

В 1997 году вышла вторая часть, которая следовала всем канонам продолжений: больше изощренных убийств, крови и напряжения. А вот финал трилогии получился слабее предыдущих фильмов, но он так или иначе ставил жирную точку в истории Сидни Прескотт и ее противостоянии с Гоустфейсом.

А затем случилось странное. В 2011 году студия зачем-то откопала гроб с франшизой, вытащила ее полуразложившийся трупик и начала трясти, проверяя на звон монет. Тандем Уильямсон-Крейвен вернулся, чтобы повторить успех первой части, но получилось так себе: глупое и необязательное продолжение с престарелыми звездами франшизы и молодой гвардией актеров, которая во всем уступала героям оригинальной трилогии. Кроме начала, которое высмеивало саму идею слэшеров, особо и вспомнить нечего. Этот фильм — еще одно доказательство того, что надо уметь вовремя останавливаться.

Фильм ожидаемо провалился в прокате, и франшиза снова отправилась на покой. Длился он до 2022 года, когда правами на франшизу завладела медиагруппа Spyglass и решила выпустить пятую часть. Получилось что-то на уровне предыдущего фильма, хотя, многие по франшизе соскучились и фильм вообще-то хвалили. На билбордах прямо так и писали: «один из них — убийца». Если вы смотрели все «Крики», то хотя бы одного вычислите, просто приглядевшись к постеру и ознакомившись с описанием каста.

Больше про пятый фильм сказать особо и нечего: паразитирование на предыдущих частях, ноль новых идей, уставшая кричать Нив Кемпбелл (здесь она на вторых ролях и передает штурвал Мелиссе Баррере и Дженне Ортеге). Но кино неплохо для жанра собрало, и шестой части дали зеленый свет. Вот тогда и случился самый нелепый фильм франшизы, даже хуже четвертого. Не потому, что это единственная часть, где нет Сидни Прескотт (студия не договорилась по гонорару с Нив Кемпбелл). А потому, что градус идиотии и сюжетных нестыковок зашкаливал. Даже искусственно омоложенный Скит Ульрих и набирающая популярность Дженна Ортега не затащили. Пожалуй, единственная интересная тема шестого фильма — коллекция по убийствам в Вудсборо, эдакий Зал славы Гоустфейса. Но создатели бодро рапортовали, что продолжат развивать линию сестер Карпентер (да, это в честь Джона Карпентера).

А потом случилась отмена Мелиссы Барреры из-за поддержки народа Палестины (знаменитый демократичный Запад в действии), актрису уволили, а за ней в знак солидарности из проекта ливнула и Ортега. И тут трон снова перешел к сценаристу оригинала Кевину Уильямсону. Тот не долго думая решил вернуть во франшизу Нив Кемпбелл, и студии пришлось в итоге заплатить столько, сколько та хочет. Вы находитесь здесь…
Сейчас мы в ожидании седьмого фильма. Выйдет он 27 февраля 2026 года. В производственный процесс активно был вовлечен актер Мэтью Лиллард, сыгравший в первом «Крике» Стю.

Пока не ясно, вернется ли персонаж во плоти, во флешбеках, или в качестве дипфейка. В оригинальной трилогии авторы старались затрагивать разные вопросы, которые были актуальны на время выхода фильмов: жестокость на ТВ, потеря анонимности, развитие интернета, паразитирование на оригинале, отношения в семье. Вполне возможно, что и к теме дипфейков в этот раз обратятся.
Но есть сомнения в том, стоит ли вообще продолжать попытки доить франшизу, которая за последние три фильма не дала зрителю ничего нового? Перед глазами примеры Майкла Майерса, беднягу уже и Роб Зомби препарировал, и в реалити-шоу с Бастой Раймсом он участвовал, и в канализации пожил, чтобы потом в неудачника вселиться. А еще вспоминается Джон Крамер, из последователей которого можно уже составлять олимпийскую сборную и регистрировать на ближайшие игры. Только Криса Рока в тренеры не берите, с его «Спирали» до сих пор хохотать хочется. От Фредди после провального ремейка 2010 года пока отстали, но скоро и за него, уверен, возьмутся.
С Гоустфейсом та же история. У вас от части к части вместо крика выходит невнятное попискивание. Так может уже и хватит кричать? Мне нравятся первые два (ок, пусть будет даже три) «Крика». Тогда это был свежий взгляд на довольно заезженную слэшер-пластинку. В оригинальной трилогии есть тонна самоиронии, и это выгодно отличает ее от когорты однотипных ужастиков про парней в масках. Но в последних частях этого либо нет, либо это уже стало самоповтором самоповтора. Сможет ли Кевин Уильямсон вернуть франшизе былую славу? Узнаем совсем скоро.
