Статья
5 сентября 2025
12 минут чтения

Сериал Fallout: Лучшая экранизация игры или зрелище только для гиков?

Посмотрев трейлер второго сезона мега-популярного сериала «Fallout», пробуем разобраться в причинах успеха дебютного сезона и делимся мыслями о каноничности, кинематографичности и атмосферности телеадаптации культовой серии RPG.

Николай Лалетин
Автор
58
12 мин.

Когда за адаптацию берется фанат игры

Давайте зафиксируем: сериал «Fallout» от Amazon – один из наиболее громких успехов в истории экранизаций (или адаптаций, терминология здесь – вопрос вкуса) компьютерных игр. Трудно с этим спорить, глядя на рейтинги: 8.3 на IMDb (более 330 тысяч оценок), 93% на Rotten Tomatoes, 4.45 на MyShows, 8.0 на родном «Кинопоиске» (более 150 тысяч оценок). Кроме того, первый сезон набрал 75 номинаций самых различных премий, в том числе 16 – на «Emmy». По всем показателям «Fallout» проигрывает только сверхпопулярному «The Last Of Us», с восемью победами на «Emmy» и 8.5 баллами IMDb.

Сериал The Last of Us
Никто так и не понял, что это было…

Чтобы это не казалось нашим читателям чем-то обыденным, следует сказать, что наиболее успешные киноадаптации игр, приходящие на ум, значительно отстают от «The Last Of Us» и «Fallout». Пожалуй, можно выделить сугубо геймерский «Варкрафт» с рейтингом 6.7, но, например, «Обитель зла» с праймовой Миллой Йовович образца 2002 года имеет всего 6.6 на IMDb, а не менее культовый «Сайлент Хилл» и сомнительный «Принц Персии» с Джилленхолом в главной роли набрали по 6.5 баллов в том же рейтинге. Остальные даже близко не подбираются к этим цифрам: свежий «Майнкрафт» этого года имеет 5.6 баллов IMDb; «Кредо убийцы» (2016) с Фассбендером в главной роли – 5.6 IMDb; «Хитмен: Агент 47» (2015) – 5.7 IMDb; ставший уже абсолютной классикой «Мортал Комбат» 1995-го года имеет всего 5.8 баллов. Можно продолжать и приводить в пример мультипликационные «Соник в кино» или «Братья Супер Марио», но, согласитесь, коммерческий успех «Fallout» трудно оспорить.

Сериал Fallout
Обсуждают свои долгосрочные контракты, не иначе

Так в чем же оказался секрет привлекательности телеадаптации этой серии игр? Попробуем разобраться в этом с точки зрения фаната ранних частей этой по-настоящему культовой и захватывающей игры, первая часть которой вышла аж в далеком 1997-м году.

Скорее всего, прозвучит слишком банально, но совершенно очевидно, что создать нечто классное на основе такого непростого исходника как серия «Fallout» мог только настоящий поклонник самой игры. И это, наверно, один из редких случаев, когда экранизации повезло с её создателем – Джонатан Нолан не раз признавался в любви к «Fallout-3», что в итоге сыграло решающую роль в решении разработчиков из Bethesda дать ему права на съемки сериала.

Сериал Fallout
Джонатан Нолан на площадке контролирует каждую деталь

И это абсолютно точно именно тот случай, когда результат стоил ожиданий. За время, прошедшее с выхода третьей части серии «Fallout» в 2008-м году, когда впервые возник интерес к переносу вселенной игр на экран, первые части успели должным образом состариться и войти в топ культовых ПК-шных игр, а их продолжения, особенно «Fallout-3» и «Fallout: New Vegas», нарастили базу поклонников игры до планетарных масштабов.

Жанровое многообразие как разноплановый геймплей

В целом вся серия игр включает восемь игр, так или иначе относящихся к оригинальной вселенной:

  • Fallout (1997)
  • Fallout 2 (1998)
  • Fallout Tactics: Brotherhood of Steel (2001)
  • Fallout: Brotherhood of Steel (2004)
  • Fallout 3 (2008)
  • Fallout: New Vegas (2010)
  • Fallout 4 (2015)
  • Fallout 76 (2018)

Все они были приняты фанатами по-разному, но можно смело утверждать, что, помимо неоспоримо канонических первых двух частей, только «Fallout-3» и «Fallout: New Vegas» наиболее близки к исходному миру игры, с оговорками на некоторые огрехи и нестыковки.

Такое игровое многообразие поставило перед режиссерами сложную задачу выбора, что же именно стоит перенести на телеэкраны. И с моей скромной точки зрения, они выбрали наиболее грамотный подход, взяв от всех частей лучшее, что в них было, и перерезав сюжетную пуповину, тянущуюся от исходных игр. Таким образом, на выходе зритель получил оригинальный, свежий сюжет, насквозь пропитанный всеми знакомыми игрокам деталями, визуалом и даже в сопровождении многих милых сердцу второстепенных фишек.

Сериал Fallout
Робот-помощник, появляющийся в нескольких частях игры, удачно вписан в эпизод

Но начать стоит с того, что при переносе игры на телеэкран режиссеры мастерски попали в жанр. На этом моменте сидящий внутри меня школьник из 90-х закричит, что сериал чересчур смахивает на экшн и ситком, а канонический «Fallout» это триллер, авторское кино, хтонь, распад, отчаяние и вообще Петербург Достоевского во всех проявлениях. Но давайте будем честны сами с собой: нынешняя индустрия выпуска многосерийных фильмов с высоким бюджетом настроена как минимум на окупаемость, а в большинстве случаев – на высокую прибыльность, а кому можно продать депрессивный пост-апокалипсис? Поэтому еще раз – жанрово Нолан и Лиза Джой, работавшая с ним над «Миром Дикого Запада», попали в точку.

«Fallout» в своей основе – это вестерн, на который нанесены слоями постфутуристичный сай-фай, клаустрофобный саспенс, зомби-апокалипсис, хоррор, кибер-панк, с элементами слэшера и местами боди-хоррора.

Причем телесность некоторых сцен иногда превышает даже игровую «кровавость», где никаких ограничений по жестокости не было. Всё это, разумеется, подается с изрядной долей юмора, от пошлого до весьма тёмных оттенков чёрного. Расстраивает только, что шутки иногда подаются «в лоб», юмор очевиден и менее тонок, по сравнению с мастерски прописанными диалогами игрового мира.

Игра Fallout
Да что современные геймеры знают о недружелюбном интерфейсе?!

Согласитесь, сочетание довольно-таки привлекательное, а главное – учитывающее все наиболее коммерчески успешные стили в кинематографе и в современной сериальной индустрии (снова вспомним «The Last Of Us», эксплуатирующий всего парочку из вышеперечисленных жанровых направлений). Но насколько это вписывается в игровой канон?

Для геймеров, познакомившихся с «Fallout» с третьей и более поздних частей, думаю, такое жанровое многообразие не станет проблемой, тогда как адепты оригинальных игр 90-х годов могут справедливо утверждать, что ни в какой игровой лор это не вписывается. И я склонен согласиться с обеими точками зрения, ведь если бы зрители получили на выходе сезон, состоящий из полуторачасовых мрачных задумчивых эпизодов с едко-абсурдистскими диалогами в стиле «Fallout-1», сериал был бы обречен на провал. При этом никто не мешал создателям уделить больше внимания тому, что действительно смогло бы передать атмосферу уничтоженного и отчаявшегося мира.

Да, начиная со второй части игры «Fallout» — юмор неотъемлемая важная часть диалогов и, в целом, всего игрового процесса, но не стоит превращать комедийную составляющую в механику для связки большинства сцен в каждом эпизоде.

Здесь хочется сделать небольшое отступление в скобках и сказать, что, в отличие от всех игр серии «Fallout» (кроме «Fallout: 76», в которой зачем-то реализовали мультиплеер), сериал строится на мультисюжетном повествовании. В игре геймеры узнавали мир через своего персонажа, то есть раскрывая его постепенно, по мере продвижения игрового сюжета. Вполне объяснимо, что в рамках сериала создатели не могли себе позволить тратить слишком много времени на знакомство зрителя с миром «Fallout», поэтому ввели сразу нескольких основных героев. Несмотря на наличие, казалось бы, главной героини – Люси, зрителю подают отдельные, не связанные в дебюте, сюжетные ветки трёх персонажей, которые потом переплетаются, и, видимо, сплетутся в единую канву только во втором сезоне.

Трейлер второго сезона сериала Fallout
Так же эпично, как в тот раз, когда мы с друзьями нашли круглосуточную шаверму в четыре утра

Первый сезон несовершенен, но внимателен к деталям

Простив создателям отсутствие концентрации на главном персонаже, разберем основную претензию ко всему сеттингу сериала – общей атмосфере мира «Fallout». В этом простом, на первый взгляд, аспекте кинематографа кроется главный минус всей телеадаптации – сериал нарочито приветливее, радостнее, и даже, если хотите, позитивнее игровой вселенной. Поклонники оригинальной серии игр в конце 90-х полюбили «Fallout» именно за непреодолимое чувство тоскливой меланхолии, апатичной смиренности, обреченности, сопровождаемое ощущением непреходящей опасности и враждебности окружающего мира. Да, это отлично ложилось на картину жизни вокруг нас, будем откровенны, но при этом игрокам хотелось в это погрузиться, исследовать мир, выйти победителем из схватки с недружелюбным окружением, чтобы понять для самих себя – и в жизни можно преодолеть то замершее вокруг отчаяние. Это было дорого геймерам, а разработчики создавали такой мир намеренно и осознанно. Да, соглашусь, такое сложно продать. Но насколько бы гениально было бы сделать подобный мир «в тёмных тонах» привлекательным для массового зрителя!

При этом сериал не менее осознанно, на мой взгляд, уходит от подобной атмосферы. Убежища кажутся рафинированными, во внешнем мире много солнца, зеленеющих деревьев, крепких строений, мостов и зданий.

Пустыня здесь не смертоносна, природа вокруг не заразна и ядовита, встречные скитальцы не сплошь подозрительные типы, постапокалипсис вселяет не тревогу, а надежду, да и сам саспенс эпизодичен. При всем бережном отношении создателей адаптации к игровому лору чувство недосказанности остаётся на протяжении всего сезона.

Но будем справедливы – сериал смотрится, нет желания выключить его на середине эпизода или на середине сезона. Не останавливаясь на сценарии, могу сказать, что повествование не выглядит сверх захватывающим, многие твисты предсказуемы, но и сериал держит зрителя у экрана не только за счёт сюжета, это тоже надо понимать. По ходу просмотра я ловил себя на мысли, что считываются отсылки ко многим хорошим фильмам: «Шестиструнный самурай», «Водный мир», «Безумный Макс», «Книга Илая, «Я – легенда», «Терминатор-2» и многим другим. Да, кто-то посмотрит его на скорости 1.25, а кто-то из фанатов игр будет пересматривать. Это нормально, у нас разные взгляды на то, какой должна быть идеальная экранизация игры. Однако, мы с вами можем оценить каноничность отдельных аспектов, и давайте бегло по ним пройдемся, постаравшись обойтись без чересчур категоричных оценочных суждений.

Во-первых, здесь много прямых отсылок к знакомым личностям, среди которых овчарка в качестве спутника главного героя, доктор Генри, доктор-гуль Ленни, Роберт Хаус из «Fallout: New Vegas». Но среди них нет ни одного, с которым взаимодействовали игроки во время прохождений оригинальной серии игр. Было бы настолько сложно или нереалистично ввести нескольких знакомых персонажей в сериал? Не думаю. Скорее всего, это сознательный отказ режиссеров, позволяющий им не привязываться ни к одной из частей игровой серии. Во-вторых, в играх второстепенные персонажи напрямую работают на развитие игрового сюжета и помогают игроку, помимо прочего, разобраться в окружающем его мире.

Сериал Fallout
Твое лицо, когда пытаешься разобраться в окружающем тебя мире

В сериале некоторые герои второго и третьего плана, наравне с эпизодическими персонажами, введены только ради собственного появления в кадре, не неся никакой сюжетной нагрузки и не способствуя развитию повествования. Как будто сценаристы так и не решились развить сцену до полноценной, и оставили в эмбриональном состоянии. Зато очень похоже на знакомые баги при релизах некоторых частей «Fallout», чувствуется преемственность.

Балансируя между стремлением сохранить каноничность игровой вселенной, не слишком сильно отступая от игрового лора и задачей создать коммерчески успешную телеадаптацию, шоураннеры на протяжении относительно короткого первого сезона справляются с этой задачей на твердые 4+.

При этом в сериале есть и масса позитивного для поклонников даже первых двух частей игр. Сюда в первую очередь относится музыкальное сопровождение сериала. Да, выдумывать в этом плане было нечего, но, уверен, фанатов игр порадует тот факт, что создатели сериала не стали уходить от атмосферы 50-60-х годов ХХ века. Некоторые локации, такие как автомобильная заправка «Красная ракета», понравятся поклонникам более поздних частей игровой серии. Также необходимо похвалить шоураннеров за пристальное внимание к деталям – именно они в ламповых первых двух частях «Fallout» раскрывали перед игроком окружающий мир, зачастую давая повод улыбнуться. К ним относятся пип-бой – персональное устройство жителей Убежищ, охранные пушки-пулеметы-роботы, робот Снип-Снип, жареные игуаны в качестве стрит-фуда, стимуляторы, буквально поддерживающие силы героев, гигантские насекомые Пустошей, всякое барахло в магазинах и в домах, попадающее в кадр, тоже работающее на воссоздание игровой вселенной.

Сериал Fallout
Почти как Apple Watch со встроенным счетчиком Гейгера

В своем недавнем интервью создатель «Fallout» Тим Кейн особо отметил то, насколько внимательно авторы ТВ-шоу отнеслись к декорациям и реквизиту. Только почему у героев нет автомобиля, как в «Fallout 2»? Ждем во втором сезоне!

Игра Fallout
В такой тачке и девчонку прокатить, и краденное схоронить

Отдельное спасибо, что создатели нашли место ввести забавные сцены с поломкой водяного чипа в Убежище. Да и вообще видно, что режиссеры постарались не только для абстрактного зрителя, но и для фанатов игровой серии, по максимуму насытив визуал и пространство вокруг героев не чужеродными выдуманными предметами, а заимствованными из антуража игр.

Самое главное, что подарил сериал мне лично – желание снова запустить «Fallout 2» спустя столько лет, а это большая заслуга для любой телеадаптации, если она способна воскресить интерес к своему исходнику.

Сценаристы удачно заходят на территорию приквелов, справляясь одновременно с двумя задачами: раскрытием персонажа Купера Говарда и его мотивации, а также погружая сторонних зрителей, незнакомых со вселенной «Fallout», в события, предшествовавшие времени действия сериала. Да, порой создается впечатление, что предыстории уделяется чересчур много внимания, но к концу сезона мы понимаем, что это, пожалуй, было оправдано и в большей степени нужно для того, чтобы в полной мере оценить сюжетный твист и финал последнего эпизода. Сама концовка сезона вышла весьма кинематографичной, по-голливудски многоплановой, с небольшим клиффхэнгером в главной сцене.

При этом даже в финале сезона нам непонятно, кто всё же является главным персонажем сериала. Учитывая, сколько экранного времени посвящено Куперу Говарду и истории его семьи, можно предположить, что некая дуальность повествования сохранится и в грядущем продолжении. А дуумвират или даже триумвират персонажей (с отдельной аркой Максимуса в Братстве) также позволит сохранить различные векторы развития сюжета, вводя параллельно новых второстепенных персонажей. Например, нам обещают вот этого парня.

Маколей Калкин
Некоторые фанаты предполагают, что Калкин может сыграть Аркейда Геннона. Другие, что актёру достанется роль Фантастика или даже Майрона.

Но, возвращаясь к общему развитию событий первого сезона, скажу, что, к сожалению, плодя и разветвляя сюжетные линии, сценаристы размывают основную сюжетную ветку, оставляя зрителя в непонимании того, к чему стремится сюжет, чем все может или должно закончиться. Концовка первого оставляет слабую надежду на то, что второй сезон станет финальным хотя бы для нескольких персонажей, однако опыт показывает, что до тех пор, пока просмотры и рейтинги растут, из этого материала постараются выжимать все возможные соки, снимая новые и новые сезоны.

Насколько каноничным в отношении игровой серии получился первый сезон? Трудно сказать точно, потому что мнения зависят от того, в какую часть игры вам больше всего нравилось играть. Но я уверен, что каждый геймер увидит в этом сериале что-то, попавшее в точку, и не разочаруется в телеадаптации.

Попробовать предсказать, насколько всё может быть плохо (или хорошо) в дальнейшем мы можем из трейлера второго сезона «Fallout», увидевшего свет в августе. Думаю, что все, кого заинтересовал сериал, уже видели и тизер, и трейлер второго сезона, выход которого намечен на декабрь 2025 года. Но вот он, на всякий случай.

На пороге новой долгой франшизы

Мой вердикт – нас ждет еще несколько сезонов. Уже сейчас известно о продлении на третий сезон, а кое-кто из актеров сериала проболтался, что в планах — пять-шесть. Потенциально неисчерпаемая тематика путешествий по разрушенному миру позволяет перекладывать на свою реальность любые классические приключенческие сюжеты. Для поклонников игр это скорее грустная новость. Сериал, ставший подарком настоящим фанатам «Fallout», начавшийся таким свежим и бодрым первым сезоном, рискует перерасти в обычное ТВ-шоу, выстреливающее сезоном по 8-10 эпизодов стабильно раз в год. Сценаристы уже сейчас сбиваются на знакомые сюжетные линии, уходя от оригинальных решений, выбирая идти по простому пути сериальных интриг, перемежающихся с экшн-сценами и юмором из «Дэдпула».

Та игровая атмосфера и узнаваемость, которой подкупил нас дебютный сезон, будет приедаться, а знакомые герои из игровой вселенной закончатся раньше, чем нужный для выпуска хронометраж.

Итоговая оценка: 8/10
Николай Лалетин
Пишу про знаковые книги и культовые фильмы, ищу смыслы в литературе и кино, не опасаясь глубины и сложности.

Мерч по теме

Читайте также