Прежде чем нырнуть с головой в чан с помоями и приступить к разбору самого фильма, давайте попытаемся сдержать неукротимую диарею гневных комментариев и отдадим должное прежним заслугам режиссера. Для многих из нас, если не для всех, это автор и создатель культовых картин, пересмотренных сотни раз по ТВ, на VHS, на DVD и онлайн. Это фильмы, которые мы будем показывать (или уже показываем) своим детям, которые мы цитируем и которые уже стали частью нашей идентичности в не меньшей степени, чем любимая советская классика.

Но невозможно уместить в голове тот факт, что тот же человек, который подарил нам «Терминаторов», снимает то, что мы сейчас видим с больших экранов под названием «Аватар: Пламя и пепел». «Джеймс! – вопим мы из глубин российской хтони – хватит снимать говно! Остановись, пока не поздно, довольно с нас! Еще немного и Сарик Андреасян покажется Эйзенштейном в сравнении с тобой!». Это, конечно, ирония, но не слишком далекая от правды. Разочарование – это самая нейтральная из всех эмоций, остающихся после просмотра нового фильма. И давайте я попробую объяснить, почему.
Начну с первого «Аватара». Практически сразу после окончания работы над «Титаником» Кэмерон объявил о планах работы над масштабным научно-фантастическим проектом с применением самых современных технологий. Тогда режиссер скрупулёзно подошел к созданию вселенной Пандоры, разработав с нуля язык ее обитателей, подтянув к разработке лингвистов, ботаников, дизайнеров и спецов по новым компьютерным технологиям («…и защите компьютерных программ»), затянув производство фильма почти на десять лет. Стоил ли результат ожиданий? Да, тысячу раз – да! «Аватар» сложно сравнить с предшествующими фантастическими фильмами, потому что созданный в 2009 году фильм настолько опередил свое время, что и сейчас, спустя более чем 15 лет, смотрится отлично.

«Это было призрачное чувство стремления быть там, в том безопасном месте, где хотелось бы побывать. Летать, ощущая свободу и волнение, или быть в лесу, где можно почувствовать запах земли. Это было нечто чувственное, что-то, что мы ощутили на глубочайшем уровне. В этом была духовность первого фильма».
Джеймс Кэмерон про «Аватар»
Кэмерону удалось создать бескомпромиссное погружение в совершенно другой, манящий, интересный, захватывающий мир Пандоры. Проработка окружающего мира, графика, детали, спецэффекты – всё было сделано на высочайшем уровне. «Аватар» погружал зрителя в свою вселенную не спрашивая, не давая времени на раздумья, не оставляя шансов остаться равнодушным и безучастным. Да, основа сюжета была не нова, но вписанная в абсолютно уникальные декорации она приобретала привлекательность и не вызывала ни капли критики. Перед зрителями равнозначно развивались два сюжетных конфликта, заложивших базис на всю последующую трилогию: борьба с империалистическим корпоративным колониализмом и преодоление личностного конфликта солдата, ставшего частью сообщества, против которого он вел борьбу.

Этот же мир ждал нас и в следующей части – «Аватар: Путь воды», в рамках которой Кэмерон дал волю воображению и, вытащив из студии столько, сколько смог, размахнулся на расширение казавшейся и без того неохватной вселенной Пандоры. Фильм, вышедший спустя 13 лет после первой части, во многом повторил успех первого, но при этом заложил мину замедленного действия в самый фундамент всей франшизы. Именно здесь для повышения драматизма и максимизации получаемой от зрителя отдачи Кэмерон начал эксплуатировать образы незащищенных персонажей – детей, животных (женщин и стариков). Все те штампы, которые, как мы надеялись, остались во второ- и третьесортных боевиках 80-х и 90-х годов, с легкой руки легендарного режиссера используются в «Аватар: Путь воды». Добавив к этому нехилый хронометраж в 192 минуты, можно без усилий потерять большую часть зрительской аудитории.

«Мы создали и отвергли множество сюжетных линий для второго и третьего фильма, потому что они не давали нам того ощущения полёта, когда ты мечтаешь с широко открытыми глазами».
Джеймс Кэмерон в интервью Marianne Williamson Podcast
И вот, спустя всего три года, Джеймс Кэмерон возвращается к нам с кризисом идей и с новой картиной, продолжающей события предыдущей практически с того же места, на котором заканчивается «Аватар: Путь воды». Несмотря на то, что официально фильм не выходит в прокат в РФ, желающие могут посмотреть его на больших экранах, пусть и без IMAX эффектов, которые могли бы хоть как-то сгладить впечатление от картины.

Сюжетно «Аватар: Пламя и пепел» буквально выступает как следующий эпизод сериала, съемки которого длились пару лет. Мы в том же месте, с теми же действующими лицами, в том же мире с прежними антагонистами и героями. И с самого начала становится понятно, что трех часов должно было быть мало для полноценного рассказа. Обилие идей и задумок, насаженных на основную сюжетную ветку, столь велико, что невольно испытываешь уважение к масштабам мозгового штурма, устраиваемого Кэмероном и командой сценаристов. Получают развитие в основном персонажи детей главного героя Джейка Салли, у каждого из детей, кроме самой младшей, даже есть своя сюжетная арка. Сын Салли, Лоак, тусуется с водяными Нави из второй части, Кири, старшая дочь, пытается законнектиться с Эйвой через универсальный порт – косу. Даже сын полковника Куоритча, Паук, становится одним из главных действующих лиц в фильме, на нем во многом и завязывается основная линия событий.

События фильма не дают зрителю больше 30-40 секунд передышки. Всё экранное время занято полномасштабным экшеном, и от этого фильм не выигрывает. Даже более-менее проходные сцены служат развитию сюжета. Немногочисленные диалоги одновременно тупы, пафосны, надуманны, вычурны, максимально далеки от правдоподобности. Герои фильма первые два часа практически постоянно убегают от кого-то, сражаются с кем-нибудь, либо к их шее приставляют острые предметы, а к голове – огнестрельное оружие. Да, Кэмерон не просто не стесняется, он нарочито заполняет фильм сценами, в которых жизням несовершеннолетних создается угроза смерти. Это повторяется настолько часто и воспроизводится с такой точностью, что к середине фильма у зрителя невольно вырабатывается иммунитет к такого рода эпизодам.

«… этот фильм уверенно движется к финишу с ощущением, что он уже не так интересен своему создателю, как раньше, – что Кэмерону ещё больше, чем нам, не хватает новизны, которой не хватает этому фильму».
Дэвид Эрлих, IndieWire
И тогда режиссер включает вторую скорость и добавляет уже знакомые сцены угнетения беззащитных животных. Не забывая, разумеется, чередовать их с фрагментами, где могут погибнуть дети. Или, например, беременные. Или все вместе и одновременно. Вы говорите, похоже на перебор? Да неее, вам кажется. Это просто такая динамика фильма. Попутно в общее варево вбрасываются откуда ни возьмись разрозненные выкидыши брейнсторма:
- опальные ученые, помогающие Нави, но работающие против корпорации RDA;
- огромный город колонизаторов, похожий на непомерный НПЗ;
- кальмары-убийцы, работающие на Эйву и так далее.
При этом кое-как Кэмерону удается только предыстория племени Пламени и пепла, клана Мангкван, но не было бы её, картина хуже бы не стала. Просто потому что уже некуда. Эти пироманы-налетчики-террористы выведены некими изгоями-гедонистами. Мотивация их нападений – загадка, потому что живут они в каких-то палатках на склонах вулкана и никаких плюшек от своих налетов, очевидно, не имеют. Почему ими правит безбашенная маньячка – тайна. Как она научилась своей косой мучить других Нави – хрен разберет. Как удавалось игнорировать их наличие на Пандоре на протяжении событий двух предыдущих фильмов? А вот так, примите это и живите с этим, нечего вопросы задавать.

««Аватар: Пламя и пепел», третье приключение Джеймса Кэмерона в его научно-фантастической франшизе-блокбастере, такое же захватывающее, как и предыдущие фильмы, но при этом такое же разочаровывающее с точки зрения сюжета. Бесконечные сюжетные линии, разрозненное развитие персонажей и заимствованные сюжетные ходы сводят на нет все достоинства «Пламени и пепла»…».
Брайан Труитт, USA Today
К финалу сюжетный фарш начинает гомогенизироваться, прокручиваться вперед-назад, сценические ходы продолжают повторятся, а Кэмерон – выдыхаться. Сценой финального сражения должен был стать эпизод освобождения Салли от RDA, но после этого фильм длится еще мучительный час с небольшим. В одной сцене Джейк, видимо, надышавшись выбросами в городе людей-колонизаторов, решает собственноручно убить Паука, но свежий воздух Пандоры исцеляет его от такой идеи. Чуть позже Сигурни Уивер в теле субтильной девочки-подростка на языке жестов разговаривает с гигантским фосфоресцирующим кальмаром: «Убей их всех, Генри! Убей их всех!». Еще какое-то время спустя жена Салли, Нейтири, принимает роды у простреленной Ронал, беременной супруги Тоновари, после чего кладет новорожденную девочку в колчан из-под стрел или некую поясную сумку. Думаете, ребенка оставляют в безопасном месте? Как бы не так, до момента поражения всех плохих парней Нейтири скачет с новорожденной, не обращая на это никакого внимания.

Если пробовать охарактеризовать сюжет третьей части «Аватара», то проще всего проводить гастрономическую аналогию, тем более новогодние застолья еще свежи в нашей памяти. «Аватар: Пламя и пепел» это не строго структурированная «сельдь под шубой» или претендующая на слоистость «мимоза», в которых объединение изначально разделенных пластов создает гармонию вкуса и приносит удовольствие. Нет, это поедание вчерашнего оливье, который в новогоднюю ночь забыли убрать в холодильник. В тарелке с салатом мы находим фрагменты всего, что было накануне за праздничным столом: от соседнего бутерброда с икрой до конфетти из хлопушек и окалины с бенгальских огней. Употреблять это в пищу возможно только в сопровождении как можно более крепких напитков и исключительно от полнейшей безысходности.

С чем именно вернулись 20th Century Fox спустя три года после выхода второй части «Аватара», сложно описать каким-то одним словом. Хотя подождите, я нашел одно: «дерьмо». Весь фильм зрителю пытаются скормить то, что лучше всего описывается различными эвфемизмами фекалий и всего остального, сопровождающего процесс дефекации. Кому может понравиться новый фильм Кэмерона? С определенными допущениями – ярым фанатам самой вселенной, готовым глотать, не жуя, всё, что лезет с экрана. Помимо них, пожалуй, фильм понравится любителям мазохистских практик, людям с отклонениями когнитивного спектра, пациентам Аркхема. Вряд ли кому-то еще, уж слишком специфическое вышло зрелище.
«Каждый следующий «Аватар» был длиннее и хуже предыдущего. Кэмерону стоит остановиться, пока он на пике».
Николас Барбер, кинокритик BBC
Учитывая, что проект «Аватар» целиком и полностью авторский, а сам Кэмерон, помимо режиссера и продюсера, является еще и автором сценария, можно смело утверждать – Джеймс в глухом творческом тупике, а скорее даже в полномасштабном кризисе. Принимая во внимание неоднократно озвученные планы Кэмерона продлить агонию франшизы на четвертую и пятую части, будущее не принесет утешения и покоя фанатам вселенной «Аватара». Но смотреть «это», неважно на скорости 1.0 или 1.75, мы вам не можем советовать. Прискорбно констатировать такой быстрый творческий закат столь привлекательной франшизы, особенно вспоминая, как оптимистично всё начиналось. В пользу сворачивания выпуска сиквелов может сыграть коммерческие показатели фильма – уже сейчас очевидно, что «Пламя и пепел» не достигнет сборов предыдущих частей. Что немаловажно, критики приняли картину намного прохладнее, если не сказать холодно, в сравнении с предыдущими частями. Rotten Tomatoes фиксирует 70% рейтинга для третьей части по сравнению с 81% и 76% первой и второй частей соответственно. Metacritics отводят 61 балл для «Пламени и пепла», тогда как первый «Аватар» заработал 83, а второй – 67. Очевидно, что с ростом аудитории оценки будут усредняться в сторону снижения.

«Некоторые из нас давно увидели, что превращение «Аватара» во франшизу окажется творческим тупиком. Достигнув конца улицы три года назад, Кэмерон тратит весь «Пламя и пепел», пытаясь развернуть свой огромный сочленённый грузовик. Звуковой сигнал заднего хода пищит, жёлтые сирены вращаются, и он только что сбил свой третий мусорный бак».
the Telegraph
Если третья часть «Аватара» не станет последним гвоздем в крышку гроба планируемых продолжений, то должна стать ледяным душем, отрезвляющей пощечиной всем создателям фильма. Нельзя выпускать подобный продукт, если ты хоть сколько-нибудь уважаешь своего зрителя. А Джеймс Кэмерон как режиссер старой школы, я уверен, с уважением относится к своей публике. Несмотря на все громкие успехи и тонны заработанных баксов, несмотря на возможность самому устанавливать правила игры и по-хорошему менять кинематограф, задавая не просто тренды, а устанавливая векторы развития индустрии на годы вперед, он должен осознать, что недопустимо считать своего зрителя способным потреблять кино покорно и безразборно. Думать так – значит быть оторванным от публики, быть невосприимчивым к критике, а значит – потерять хватку в этой сложной игре большого кино.
«Думаю, 2-3 миллиарда долларов говорят о том, что вы можете ошибаться. Это аргумент авторитета. Но с художественной точки зрения – мне нравится такой подход, и это мой фильм».
Джеймс Кэмерон в интервью Discussing Film
