Нет ничего. Лишь теплая первобытная тьма
Если вы хотя бы раз просыпались в занюханном номере «Танцев в тряпье» в одних трусах, с раскалывающейся от апокалиптического похмелья головой и вопросами: кто вы, как сюда попали и почему c вами разговаривает Древний рептильный мозг, то все просто. Вы открыли для себя одно из самых загадочных и необычных творений — Disco Elysium!

И теперь либо сдадитесь, пока ваши глаза не лопнули от такого количества текста (в игре около миллиона слов). Либо втянетесь и проживете одно из самых незабываемых приключений в шкуре копа Гарри Дюбуа.

Disco Elysium — это шедевр в себе, кубик Рубика с тысячью граней, который не устаешь пересобирать. Это Хардкооооор!

Игра стала культовой сразу после того, как вышла, завоевала кучу престижных наград и продалась тиражом в 2,6 миллиона копий. Теперь в нее не только играют фанаты по всему миру, но по ней даже пишут дипломные работы. Почему так произошло? Давайте разбираться вместе! И напоминаю, что у нас есть материал по книге отца Disco Elysium Роберта Курвица. Ну а теперь добро пожаловать в Ревашоль!
Ревашольские трущобы

Disco Elysium погружает вас в Ревашоль – город-антиутопию, переживший революцию и войну. И это первый секрет успеха игры. Город одновременно и прекрасен, и ужасен по-своему. Даже его руины и грязные закоулки таят в себе своеобразную красоту и глубокую историю. Главное — научиться со всем этим правильно взаимодействовать. Ведь это не просто место действия, а полноправный персонаж игры.

Он будет воздействовать на вас через политические конфликты и интриги. А иногда изучение разрушенной стены здания или памятника скажет вам больше, чем другие NPC. Роберт Курвиц называл Ревашоль главным антигероем. Поэтому в игре благодаря внутреннему диалогу части сознания Гарри Дюбуа раскрывают город как личность: «Он ненавидит тебя», «Ревашоль — это мать, сестра, любовница и палач».

Первая аналогия, которая возникла у меня, когда прошелся по улочкам города – это роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» (1864). Он рассказывает о Петербурге 19 века, где величественные дворцы соседствуют с мрачными ночлежками, а на набережных можно встретить как высший свет, так и бедняков. Судьбы городских жителей тесно переплелись с историей города, прямо как в Ревашоле.

Кстати, Курвиц упоминал влияние советской научной фантастики, включая братьев Стругацких, на игру. Уверен, что и с классической русской литературой он неплохо знаком и вполне мог вдохновиться и книгой Крестовского, ведь «Петербургские трущобы» — это один из первых русских социальных романов, исследующих криминальный мир и классовое неравенство. А все это с избытком представлено в Disco Elysium… Но что-то мы отвлеклись, почитать вы и в игре успеете. Время вернуться к нашему детективу с амнезией и весьма нестабильной психикой. Ведь играть вам предстоит за него.
Невыносимая вариативность бытия
«Вы либо гений, либо полный идиот. Иногда — и то, и другое одновременно».
Это про вас говорит ваш напарник Ким Кицураги. А вот и он, собственной персоной.

Ким — ваш спутник большую часть времени (иногда даже будет мешать вам проходить некоторые квесты, поэтому придется это делать ночью, когда напарник спит), пока вы сомневаетесь в себе, расследуете убийство, заигрываете с женщинами, мечтаете о любимой, напиваетесь, испытываете судьбу, раскрываете тайны Ревашоля и секреты его жителей, спорите с самим собой, ненавидите окружающих, бросаете пить и курить, начинаете пить и курить, занимаетесь спортом, танцуете, помогаете панкам написать хит, ловите неуловимое, отпускаете то, что никак не хочет уходить… Уффффф… И это даже не одна десятая процента от того, что вам предстоит сделать. И это второй секрет успеха Disco Elysium – невероятная вариативность развития событий.

Вы можете стать монархистом, либералом, коммунистом, аполитичным. Клоуном-алкоголиком, мистиком, прагматиком, трагичным детективом. И это будет влиять на диалоги и отношения с окружающими.

Самоанализ, воспоминания, чтение книг, интерпретация вами разных предметов в игре – все это ведет к своей ветке событий.

Здесь даже ваш Кошмарный галстук — это не просто предмет одежды, а еще один компаньон. Эдакий Темный попутчик, как у Декстера Моргана. Выглядит он действительно кошмарно.

Поначалу покажется, что это друг, который хочет прицепиться к шее. Но затем он будет время от времени влезать в диалог и пытаться на вас воздействовать. Например, начнет душить вас при виде окурка, заставляя найти целую сигарету и накуриться всласть.

Вообще, общение с компаньонами – это особый кайф. И у вашего напарника Кицураги, и у матерящегося мальчугана Куно, и у Кошмарного галстука свои психотипы. Так что с каждым взаимодействовать будет по-своему увлекательно.

А если устанете от общения, всегда можно посидеть на скамейке и поразмышлять о делах ваших скорбных. Это не только убьет время до следующего задания, но и разовьет у персонажа новые мысли, которые помогут в расследовании.

Ты то, что ты думаешь
Важная игровая механика – это развитие персонажа. Но здесь оно не похоже на то, что вы видели раньше, уж поверьте. А вот и третий секрет успеха! Забудьте о стандартной прокачке. Здесь вы будете заниматься не ей, а самопознанием. В Disco Elysium навыки — это не просто характеристики, это голоса в голове вашего детектива, которые комментируют происходящее, дают советы и подталкивают к совершению определенных действий. Это одновременно и полезно и может сбивать с толку. Самый смак — это когда разные навыки начинают спорить друг с другом. Вот это я понимаю, настоящий внутренний конфликт!

В Disco Elysium ваше главное оружие — это язык. Диалоги здесь проработаны, вариативны и многослойны настолько, что периодически это даже пугает: сколько у авторов времени ушло, чтобы все это продумать?! Каждое слово имеет значение, каждое решение влечет за собой последствия.

На протяжении всего расследования вы будете проходить проверки, кидая кубики. Одни проверки – одноразовые (красные). Другие можно перепроходить (белые).

Если красная проверка критически важна — сохранитесь перед ней. Но помните: в Disco Elysium даже провалы часто ведут к уникальным ситуациям!

Красота искусства заключается в его способности вызывать эмоции
И еще об одной из главных фишек игры, которая ее сделала культовой – о визуале.
«Зрение — это проклятие. Ты видишь мир, но не понимаешь его».
Ответственный за визуальный стиль Disco Elysium Александр Ростов охарактеризовал его как посттравматический импрессионизм. Здесь сочетаются грубая кисть, сюрреализм, постсоветская эстетика и старые европейские комиксы.


Персонажи и фон нарисованы вручную, но с лёгкой анимацией (дождь, мерцание света). Камера статична, а сцены напоминают театральные декорации. Все это создает у игрока ощущение меланхолии и ностальгии. Интересно, что Ростов использовал акварель и цифровую живопись, чтобы добиться эффекта грязного мира. А некоторые объекты напоминают реальные таллинские здания. Все это визуальное великолепие здорово дополнено музыкой. Здесь вам и анодная танцевальная музыка в церкви (один из самых забавных квестов в игре, на мой взгляд).

И меланхоличный оркестровый мотив, когда вы плывете в лодке, а иногда и гнетущая тишина – все в тему! Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Эта игра заслуживает того, чтобы ее попробовал каждый. А вот и несколько моих советов без сюжетных спойлеров, которые помогут вам быстрее сориентироваться в этом игровом шедевре.
В этом мире нет героев, есть только выжившие
«Правило хорошего копа: всегда носи с собой бутерброд. И пистолет».
- Общайтесь со всеми и исследуйте мир
В игре вам придется много разговаривать. Очень много. Просто ооооохренеть как много трепаться. С окружающими, с самим собой, с призраками вашего прошлого, видениями настоящего и будущего. Именно из диалогов вы будете получать всю важную информацию. И это не только допрос свидетелей. Игра не делит NPC на тех, с кем надо пообщаться обязательно, и на второстепенных, которых можно промотать. Да тут таких и нет. Так что готовьтесь читать, анализировать и выбирать варианты развития диалога.

Исследуйте все уголки на предмет улик, вещей, которые помогут вам продвинуться дальше в игре. Клавиша Tab подсвечивает активные точки. Вы сразу увидите все места интереса. Это поможет ничего не пропустить.
- Меняйте одежду
Когда на тебя валится столько атмосферной годноты, продуманных диалогов и возможностей, то не сразу вникаешь в какие-то простые механики. Со мной это и произошло: на первом этапе я периодически забывал менять одежду перед проверкой, чтобы прокачать те или иные навыки. И несколько проверок провалил. Так что не забывайте постоянно переодеваться.

- Собирайте бутылки
Это не шутка. Вам постоянно будет не хватать денег, а бутылки – это хороший способ их заработать. Так что вот еще одна незаменимая часть вашего инвентаря.

Сдать бутылки можно в магазинчике «Фритте».
- Не игнорьте шкафчик мыслей
Помните, что у вас амнезия. И какие-то темы, идеи, которые будут затронуты в диалоге, могут пробудить у вас мысль. Разблокировав слот в шкафчике, вы можете начать развивать ту или иную мысль. Каждая начинается как проблема. Когда вы усвоите мысль, то получите её решение. Эти решения дают постоянное усиление или снижение одного или нескольких навыков в четырёх категориях способностей.

Усвоенные мысли бафают ваши навыки и влияют на то, что вы можете сказать в диалоге. Мысли можно также забывать, когда они дают слишком много негативных эффектов.
Итак, теперь вы максимально готовы к тому, чтобы присоединиться к безумной пляске в Disco Elysium.

А уж каким копом стать – это решать только вам. Ну и немножко воле случая, когда бросаете кубики. Кстати, о случае. Похоже, самому Курвицу, когда решалось будущее ZA/UM, выпал критический провал. Амбициозных планов развития вселенной Элизиума было громадье, но все они, увы, остались не реализованы.

А вот о том, каких интересных проектов можно ждать в ближайшее время от людей, которые трудились над Disco Elysium, мы расскажем в следующем материале.