Обзор
19 ноября 2025
9 минут чтения

Хищные твари и кто их убивает – Новый «Хищник: Планета смерти»

С 13 ноября в российском прокате стартовал «Хищник: Планета смерти», выводящий всю франшизу на новый уровень. Мы росли, пересматривая первые части «Хищника» на VHS, поэтому не могли пропустить и свежак. Надеюсь, все читающие эту статью также успели посетить кинотеатры или качнули экранку с корейскими субтитрами, потому что текст пропитан спойлерами, погнали!

Николай Лалетин
Автор
304
9 мин.

Признаюсь честно, после выхода «Хищников» в 2010-м году и последовавшего за ним «Хищника» в 2018-м надежды на что-то свежее в рамках устоявшейся вселенной было ничтожно мало.

Хищник 2018 года
Кто-нибудь, сотрите это из моей памяти

Но на сцену вытащили Дэна Трахтенберга и, похоже, ставка сыграла. Его «Добыча» 2022-го года неплохо встряхнула знакомые гонки по джунглям, перенеся действие и во времени, и в пространстве. Зрители и критики отнеслись скептически, но это было свежо. Следующий шаг – анимационная работа «Убийца убийц» еще больше расшивает границы пространства и времени, объединяя в рамках единого сюжета людей, сражавшихся с Хищниками в разные времена.

Хищник: Убийца убийц

А если подключить фантазию, то легко можно представить, как эта анимационная картина увязала собой все предыдущие разрозненные части франшизы: ведь чисто теоретически абсолютно ВСЕ герои всех предшествующих фильмов, победившие в свое время своих соперников-Хищников, могут быть точно так же заморожены и потом воссоединены для кровавых боев на Яутжа Прайм.

Но «Планета смерти» не останавливается на этом и добавляет поклонникам новых подробностей из жизни Хищников. Завязку всему сюжету дает схватка главного героя по имени Дэк за право называться Яутжей и за получение приспособления, дающего невидимость. То есть за уважение в обществе и за материальные ништяки. Процесс инициации (а это именно он) у хищников довольно банален и сводится к схватке с родным братом, Квейем. Сразу скажу, давайте не будем искать логику и цепляться за нестыковки, Трахтенберг не для того снимал «Планету смерти», чтоб ее слишком уж тщательно препарировать.

Дэк, будучи по меркам нормальных хищников небольшой особью, проваливает инициацию, и его брат предлагает отправиться ему на охоту на одну из планет, чтобы доказать свою состоятельность как праймового охотника. Ведь круче, чем быть охотником, ничего в этом мире нет и быть не может, мы все это знаем по малоизвестному спин-оффу «Хищника» — фильму «Особенности национальной охоты». Отец Дэка и Квея считает, что Дэк не заслуживает второго шанса, и что он вообще бракованный вышел, хилый и невнятный. И приказывает Квею убить Дэка.

Хищник: Планета смерти
Сиблинги у Хищников — это вам не шутка

Думается мне, что это он научил спартанцев Древней Греции этим трюкам с детьми и прибрежными скалами. Как бы режиссер ни стремился очеловечить Хищников, сам сюжет не дает зрителю забыть, что перед ним прежде всего кровожадные гуманоиды, а сопереживание им под силу далеко не всем.

Итак, немного комбат-экшена и вот уже Дэк летит на самую опасную планету, известную хищникам, Генну, чтобы сразиться там с самым опасным и непобедимым существом – Калиском.

Хищник: Планета смерти
Если долго не чистить слив в ванне, то там вырастает Калиск

Об этом создании известно только то, что его боится даже отец Дэка. В этом месте режиссер мог бы развить интересную линию – как хищник становится чьей-то добычей, как только что потерпевший поражение герой находит в себе решимость отправиться на схватку с неизвестной силой, и как меняет личность потеря доминирующего положения. Но Трахтенберг осознанно наделяет компьютерное … лицо? Дэка минимальным набором эмоций и еще меньшей палитрой гримас, отражающих какие-либо внутренние переживания. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что эмоциональный спектр Дэка все равно значительно шире, чем у Голландца в исполнении Арни.

Фильм Хищник
Это было легендарно

Оставим за скобками тот факт, что семейные взаимоотношения у хищников, несмотря на всю их технологическую продвинутость, напоминают отношения в семье уголовников-рецидивистов или отношения между соседями реднеками в трейлерном городке Луизианы. В общем, они далеки от понятия «традиционные»: отец убивает старшего сына, младший сын все равно хочет что-то доказать отцу, мать при этом отсутствует как персонаж в целом. На этом фоне комично смотрятся слова Трахтенберга, сказанные им в интервью «Empire», о том, что «… «Добыча» была историей о выживании в одиночку; это история об отношениях». Норм отношения, Дэн, ждем продолжения.

Попадая на Генну, Дэк сразу включается в противостояние с негостеприимной окружающей средой, так, чтобы у зрителя не было вопросов к названию фильма. Напомню – планета СМЕРТИ!

Хищник: Планета смерти
Здесь опасны все, даже макраме, которые ты плел в начальной школе

Но, как и следовало ожидать, Дэк сильный, ловкий и умелый, а в джунглях любой хищник чувствует себя как дома. С небольшими потерями он проходит все испытания и встречает второго по значимости персонажа фильма – половинку андроида Тии.

Хищник: Планета смерти
Думаю, если бы понадобилось, то он бы ее и на руках носил во всех общих сценах

Дальше фильм немного скатывается в роуд-муви, есть даже посиделки у костра, истории и метафоры, заставляющие главного героя переосмысливать свое мировоззрение, а также присутствует еда, приготовленная на огне. Как тут не проникнуться духом старых любимых голливудских семейных фильмов.

Посудите сами: главный герой, отличающийся от сверстников, отвергнутый своим холодным отцом, стремится доказать, что достоин называться мужчиной, и отправляется в опасное путешествие, в ходе которых встречает новых друзей, преодолевает множество опасностей и возвращается возмужавшим и заслужившим уважение отца.

Этот сюжет мы уж точно видели не раз. Ну да ладно, мы здесь за зрелищами, кровавыми боями и эффектными сценами единоборств. Ну и за спецэффектами, конечно. Трахтенберг выбрасывает готовые сюжетные заготовки так же часто, как работник «Макдональдса» закидывает замороженные котлеты для Биг Мака на гриль. Становится ли фильм от этого хуже? Нет, все вполне ожидаемо. Становится ли он предсказуемым? Определенно – да, причем до такой степени, что иногда хочется отвлечься на скроллинг новостей в телефоне. Просто это такой формат, когда нет неожиданностей, нет твистов, нет скримеров, нет саспенса, но есть четкое понимание, как и чем все закончится. Кино на вечер, похрустеть попкорном или чипсами и уснуть за полчаса до конца. Тоже имеет право на жизнь.

Пожалуй, наиболее интересный ход со стороны Трахтенберга – это увязка «Планеты смерти» с вселенной «Чужой против хищника», которую сам Ридли Скотт, конечно, не считает каноничной, но которая имеет свою фан-базу, а ее перезапуск, в случае удачного старта может собрать неплохую кассу. Эта связь прокинута через компанию Weyland-Yutani, которой принадлежит Тия и аналогичный ей андроид Тесса.

Хищник: Планета смерти
Инь и Ян корпоративной робототехники

Компания, или точнее сказать корпорация, занята на Генне тем же, чем и Дэк – она стремится поймать Калиска для изучения его способностей к регенерации. И в этом, как мне кажется, кроется подсказка к тому, как именно следующая часть (или части) «Хищника» будут развивать эту вселенную. Для чего Weyland-Yutani понадобились гены Калиска, когда корпорация уже победила рак, научилась межпланетным путешествиям, изобрела криосон и даже получила часть боевых технологий хищников в свое распоряжение?! Ответ, видимо, мы узнаем из будущих фильмов.

Хищник: Планета смерти
Связь с Weyland-Yutani засветилась еще в тизере

За что я все-таки люблю такие фильмы – здесь нет повода задуматься над тем, кто прав, а кто нет. Тесса оказывается, естественно, злым побратимом Тии и захватывает Калиска, попутно прихватив и саму Тию. Дэк при этом умудряется сбежать и начинает операцию по освобождению своего нового друга. Для этого он использует все, что плохо лежит. А также то, что плохо сидит, идет и ползет. В общем, всю силу природы, как когда-то против его собратьев Голландец в оригинальном фильме 1987-го года. Дэк неким симбиотическим образом приручает местных рептилий, создает ловушки из ядовитых растений и в целом демонстрирует неплохую подготовку юного натуралиста и перспективного ботаника. В каких-то моментах по ходу противостояния с корпоративными андроидами Трахтенберг даже заходит на территорию «Аватара». Боевой управляемый робот, по сути огромный экзоскелет под управлением Тессы, в котором она сражается с Калиском, слишком уж напоминает аналогичную машину полковника Майлза Куоритча в фильме Кэмерона.

Аватар Джеймса Кэмерона
«У кого экзоскелет — тот и плохиш» — третий закон Голливуда

Одолев бездушных (в прямом смысле) корпоративных прислужников Weyland-Yutani, Дэк в компании новых компаньонов возвращается на Яутжа Прайм, чтобы предстать перед своим отцом победителем и настоящим Яутжа. Ожидаемо отец Дэка не впечатлен отсутствием черепа Калиска и перед зрителем раскручивается новый виток семейного насилия и завязывается новая бытовая поножовщина, опять же в прямом смысле. Дэк и так был сильный и умелый, а прошедший через немногочисленные, но крайне напряженные бои на Генне, он без видимого напряга побеждает своего отца. Но вместо того, чтобы занять место своего убитого старшего брата в клане, позволяет одному из своих новых компаньонов прикончить отца, откусив тому голову. Да, новый его компаньон – это подросший Калиск, который увязался за ним и Тией на Генне и угрожающий вырасти в очередного ультимативного монстра. Разница только в том, что на этот раз он не соперничает с Хищником, а играет в его команде.

И вот на этом моменте хочется задать создателям фильма вопрос: а какой посыл вы несете молодым неокрепшим умам геймеров и гиков? Дэк убивает своего отца, отказывается от многовековых традиций своего общества, берет себе компаньонов для охоты (хотя Хищники охотятся по одиночке), которые не просто чужаки – они инопланетяне и даже не все из них биологические виды. Это ультимативная форма сепарации от собственной семьи и социума, в сопровождении ситуативного союзничества с рандомными попутчиками.

Да, я обещал не препарировать слишком глубоко, помню. Но это просто на поверхности. Пока ты смотришь фильм, все это происходит фоном, но когда ты пытаешься выжать хоть каплю смысла из всего просмотренного, то итог неутешителен. Не то чтобы было нечто революционно неожиданное в такой подаче взросления главного персонажа, просто в условиях полного отсутствия человекообразных персонажей, Дэк становится единственным персонажем, заслуживающим сопереживания. А то, к чему он в итоге приходит, считая это правильным и называя себя «волком» по аналогии с вожаком волчьей стаи, несет в себе очень скользкое и морально неоднозначное послание. Наверно, не зря в нашем прокате фильм получил все-таки рейтинг 18+.

Хищник: Планета смерти
Отцы и дети в исполнении Яутжа

Трахтенберг выпустил мощную заявку на качественный перезапуск всей франшизы Хищника, собрав по всему миру более 130 миллионов долларов и получив в целом положительную критику. Из всей серии фильмов «Планета смерти» стал самым коммерчески успешным. Остается вопрос зрительского интереса и востребованности персонажа, но в этой части большая ответственность за продвижение и маркетинг должна лежать на студии, а не на режиссере.

А если ему удастся без изъянов, деликатно, с умом воссоединить такую перспективную мультивселенную Чужого и Хищника, то успех будущим картинам обеспечен.

Чужой против Хищника

«Планета смерти» продемонстрировала потенциал: визуал, съемочные локации, отдельные спецэффекты, привлечение симпатичной актрисы (наконец-то!), пусть и в неодушевленной роли – все это отличный базис для развития. Осталось не затягивать с продолжением, чтобы зритель не потерял интерес к франшизе, как это было в предыдущие долгие промежутки без Хищника.

Николай Лалетин
Пишу про знаковые книги и культовые фильмы, ищу смыслы в литературе и кино, не опасаясь глубины и сложности.

Мерч по теме

Читайте также