Немного контекста
Роман отца Disco Elysium Роберта Курвица вышел в 2013 году. Поначалу никакой игры и не планировалось. Курвиц задумывал серию книг в единой вселенной.

Но «аромат», который должен был стать прологом магнум опуса автора, остался его единственной книгой. Древний рептильный мозг голосом Майки Гудмана нашептал издателям, что роман провалится. Было напечатано всего 1000 экземпляров. Критики «аромат» распробовали, но широкая аудитория его не уловила.
В итоге, Роберт Курвиц в стиле Гарри Дюбуа ловит депрессию и уходит в двухлетний (это не преувеличение!) запой, из которого его вытаскивает друг Каур Кендер. Он же предлагает пересобрать роман в RPG потому, что «книги сейчас никто не читает и надо делать игры» (с).

Что было дальше, мы все знаем: фанаты по всему миру, 2,6 миллиона проданных копий, победа практически во всех номинациях и… конфликт в студии, уход ключевых разрабов, потеря надежд на Disco Elysium 2. Но о самой игре и развале студии ZA/UM мы поговорим в следующий раз, а здесь будут мои мысли (и периодически нытье в духе сложнапоняяяааать) про книгу, без которой не было бы Disco Elysium. Это не рецензия, претендующая на объективность, а скорее попытка самому найти выход из лабиринта Роберта Курвица. Спойлеры заблюрил, чтобы не обламывать тех, кто еще не читал роман.
Ловушка с первых страниц и завязка романа
«Наша идея больше не покоряет ваших сердец — и, будем честны, никогда не будет. Мы все еще любим эту идею, а остальной мир почему-то нет. Если так, то пусть он исчезнет».
Роберт Курвиц, «Божественный и страшный аромат».
С самого начала я попался в ловушку и рассматривал «аромат» как литературную версию Disco Elysium. Но чем быстрее читатель из этой ловушки выберется, тем больше у него шансов получить от книги кайф. Потому, что это на сто процентов самостоятельное произведение, которое лишь время от времени напоминает нам об игре. Вот вам устройство под названием ZA/UM. А здесь автор рассказывает о судьбе Ревашоля (в игре для этого нужно отыгрывать копа Апокалипсиса). Периодически со страниц сияет образ Долорес Деи, но все это лишь фантомы, пляшущие вокруг совершенно другой истории.
Итак, события романа разворачиваются примерно через двадцать лет после сюжета Disco Elysium. Добро пожаловать в Ревашоль в Шарлоттешель, курортный район, где три друга Хан, Тереш и Йеспер заводят дружбу с сестрами Лунд. Однажды девочки идут загорать на пляж и исчезают без следа. Вот и завязка. Вокруг истории исчезновения и поисков и построен сюжет книги. Кстати, вот наши повзрослевшие друзья, нарисованные художником Bowyo. Они так и не смирились с потерей и отчаянно ищут сестер.

Что здесь происходит…
Но для обычного детектива этот роман слишком многогранен: здесь вам и парадокс исчезновений, и философские размышления о коммунизме, нигилизме, революциях, крахе идей, и попытка создать свою детективную симфонию.
«Боже святый, что это за херня?»(с) Гарри Дюбуа
Скажу честно, пока читал «Божественный и страшный аромат», похожие фразы пару раз приходили в голову и мне (максимальное погружение в мир Элизиума, хе-хе). Уж не знаю, задумка ли это автора, или просто так получилось, но это не роман, а чертовы американские горки. Повествование скачет от одного героя к другому, от прошлого к будущему, потом возвращается в настоящее, затем снова ныряет в прошлое. И логика этих скачков не всегда понятна. А иногда автор даже и не предупреждает нас, что скачок произошел, сами разберетесь!

Так что первое время, пока не привык, состояние WTF?! ловил регулярно.

А не объяснит! И добавьте к этому фокус Курвица не на раскрытии персонажей, а на происходящем с ними. Даже какого-то внятного знакомства с героями нет. И времени объяснять тоже нет, нас сразу кидают в круговорот событий.

К чему вы должны быть готовы
- Это НЕ Disco Elysium в напечатанном виде, а самостоятельное произведение.
- Временные скачки. Чтение под пивасик с музычкой не прокатит, вы просто упустите нить происходящего.
- Оооооочень много внутренних монологов, философских рассуждений и метафизических концепций.
- Эмоции, которые у читателя вызывает происходящее, здесь важнее самих героев.
Готовьтесь к тому, что книга подарит вам полный спектр противоречивых чувств: я то желал, чтобы она поскорее закончилась, то ждал, что история получит новый виток. Любил и ненавидел ее одновременно. И еще, хоть на большинстве ресурсов “Божественный и страшный аромат” позиционируется как фантастический роман с элементами детектива, как раз детективная составляющая, на мой взгляд, не самая сильная его сторона. А с точки зрения фантастики больше всего аромат мне напомнил “Безатказнае арудие” Иэна М. Бэнкса, про которое в одной из рецензий на портале fantlab так и написали: “О чём книга, так сразу и не скажешь, хотя нельзя сказать, что ни о чём”. Вот ровно то же описание подходит и произведению Курвица. Но помимо фантастики здесь еще и отголоски нуара, психологического триллера, сюрреализма, полифонического романа и философского трактата.
Я думаю, автор пытался изобрести свой язык. На это намекает и название студии ZA/UM, которое связано с русским авангардом, футуризмом и концепцией “зауми”, то есть языка, освобожденного от правил грамматики и логики. Неологизмы, звукосочетания и конструкции, которые должны выражать эмоции, ощущения и подсознательные переживания. Воздействовать на чувства напрямую, минуя рациональное понимание. И вот здесь здорово помог бы профессиональный перевод, который планировался в 2020 году, но ковид проехался по этим планам мотокаретой с лихачом Кенни за рулем.

Так что пока роман можно найти в интернете в любительских переводах, над которыми хорошо потрудились фанаты вселенной Элизиума. Например, в группе в ВК Sacred and terrible air в закрепленных постах.
Но вернемся к главной загадке романа.
Уловим ли аромат?
Внимание! Дальше будут спойлеры, открывайте на свой страх и риск.
Спойлер:
Что же стало с девочками, спросите вы? А в том-то и дело, что чем внимательнее вы прочитаете книгу, тем больше у вас будет версий разгадки. И все они будут по-своему хороши и логичны.
Жонглировать версиями можно бесконечно. Думаю, Курвиц сделал это намеренно, как человек, который любит ролевые игры. Он дает читателю ключ, который подходит сразу к 10 замкам, а уж какой тот выберет – это, вроде как, и не забота автора уже. И не забывайте, что роман задумывался как часть чего-то большего. Возможно, были планы раскрыть всю суть случившегося в следующих книгах. Но в итоге, Роберт Курвиц породил кучу споров, которые не затихают до сих пор. И каждый спорщик уверен, что именно его теория верна.
Мне же близка версия, что сестры пребывают в Серости. Поэтому они пропали со всех фотографий, их забыла собственная мать, а агент, допрашивавший Тереша, утверждал, что дела об их пропаже и вовсе не существовало. Но они абсолютно точно живы, о чем друзья узнают от Изи-Чиля. Из Серости одна из сестер, Молин, связывается с Ханом и просит его перестать их искать.
«Серость состоит из разреженной информации, которая имеет физическое проявление и находится в состоянии устойчивого покоя после завершения всякого динамического развития. При достаточно глубоком погружении в Серость такие дифференцирующие измерения, как местоположение и время, теряют смысл. Серость — это разрозненная и постоянно распадающаяся информация».
Статья «Введение в энтропонетику», Автор Seh Boz.
Какую конкретно роль сыграл в этом Зиги и его товар, которым так любила злоупотреблять Молин? (есть мнение, что, переборщив с дозой паленого, девочка открыла портал в Серость и заодно затащила туда сестер). Пролить свет на это мог бы автор. Но в одном из интервью Курвиц вместо прямого ответа заявил, что никто не может знать, что случилось с сестрами (похоже, Серость потихоньку поглотила и его воспоминания).
И меня, как любителя детективов с закрытым финалом, это слегка разочаровало, пока я не уцепился за одну мысль. Суть этой истории, как мне кажется, не в том, что стало с сестрами, а в том, чего в итоге не произошло с тремя друзьями. Тереш мог быть супер-копом, Йеспер – самым востребованным в мире дизайнером с красавицей женой, Хан – выдающимся коллекционером и любящим сыном. Но все они настолько зациклились на исчезновении девочек, что сами «потерялись». Кто знает, может Курвиц пытался сказать нам именно это: те, кто не отпускает прошлое, забывают о настоящем и теряют шансы на будущее.
Итак, мамкин философ во мне успокоился, так что пойду ваять для вас новую статью. А вы готовьтесь переезжать из Шарлоттешеля в Ревашоль, так как следующий материал будет непосредственно об игре Disco Elysium.