Обзор
11 сентября 2025
7 минут чтения

Отказавшие Орудия: Обзор нового фильма Зака Креггера

Наше мнение о фильме Орудия Зака Креггера. Пытаемся разобраться, заслуживает ли картина звания «Хоррор года». Сюжетные спойлеры спрятали, материал можно читать и не открывая их.

Артем Сащенко
Главный редактор
129
7 мин.

«В нас пропал дух авантюризма, мы перестали снимать нормальные фильмы ужасов» — что-то такое, видимо, сказал Зак Креггер, чтобы продать свой фильм дядям с чемоданами денег.

Зак Креггер
Креггер знает толк в презентации проектов

В итоге, битву за шедевр выиграла New Line Cinema, Зак наснимал, порталы раструбили о «фильме ужасов года, с которого посередине тестовых показов зрителей увозили в психушку», и люди бодро пошли в кино пугаться. И принесли дядям с чемоданами еще 250+ миллионов долларов итоговых сборов — для жанра ужасов невероятный успех.

Отказавшие Орудия: Обзор нового фильма Зака Креггера
Орудия
Фильм ужасов 2025 года

Режиссер и автор сценария: Зак Креггер, Длительность: 128 минут

Жертвой рекламы в духе «ничего страшнее вы еще не видели» пал и я. Ну что же, четырехсот рублей и 2+ часов потраченного времени мне никто не вернёт, но зато я могу теперь отыграться на вас и заставить пережить все то, что пережил сам, когда смотрел это.

Фильм Орудия
На позу режиссера вдохновило фото девочки времен Вьетнамской войны с ожогами от напалма

Итак, фильм встречает нас толковой актрисой Джулией Гарнер. Это один из плюсов «Орудий».

Джулия Гарнер

Также можно отметить картинку, идею множественного повествователя, Расёмон-эффект, местами толковую операторскую работу и… Все. На этом нормальные патроны закончились, и Креггер зарядил по публике очередью из холостых. Посредственный сюжет, в который создатели напихали оммажей на классику («Оно», «Изгоняющий дьявола», «Ведьма из Блэр», «Полтергейст», «Сияние» и еще с десяток фильмов) в безуспешных попытках удивить зрителя, обсудим позже под спойлером: если ваши знания о фильме уже не ограничиваются описанием на Кинопоиске, то смотреть его пропадает всякий смысл. Да его и так особо нет. Кино настолько вялотекущее, что когда на экране в эпизодической роли на 30 секунд появляется Джастин Лонг, тебе хочется, чтобы он превратился в моржа. Апогей творческой импотенции — образ винтовки над домом, которая так и не выстрелила (ну не знают создатели «Орудий» про чеховское ружье). И здесь вопрос, главным образом, не к режиссеру, а к тем, кто называет это отличным хоррором. А вы вообще хорошие хорроры смотрели? Ну я про карпентеровские «Хэллоуин» и «Нечто», про «Полтергейст» и «Омен». Нужно что-то поновее? Да вот хотя бы «Ритуал» 2017 года или флэнагановский сериал «Полуночная месса». Это не шедевры, но вполне смотрибельные вещи, а по сравнению с «Орудиями» так вообще вышка.

Фильм Ритуал
Фильм Ритуал 2017 года
Сериал Полуночная месса
Сериал Майка Флэнагана Полуночная месса

А теперь о сценарии со спойлерами. Если еще не смотрели фильм, но желание такое есть, то лучше этот блок не открывать.

Спойлер

Итак, маленький городок, где практически у всех жителей на домах есть камеры (это не моя придумка, об этом прямо в фильме говорится). Однажды ночью из дома сбегают 17 детей и бегут в направлении одного особняка. Единственный мальчик, который не пропал, живет в этом особняке. Все окна дома заклеены газетой, родителей мальчика давно никто не видел, а сам он постоянно затаривается в магазине кучей банок с консервированным супом. Со взрослыми теперь общается только родственница мальчика, которая появилась в городке незадолго до исчезновения детей и разговаривает и выглядит как напрочь поехавшая (Эми Мэдиган, кстати, шикарно справилась с ролью).

Фильм Орудия

И ни у одного полицейского, ни у одного ФБРовца даже мысли не возникает проверить этот дом. И не возникло бы, если б не торчок, который туда влез. Еще раз. Пропали 17 детей. В маленьком городке. Дети в подвале у единственного оставшегося от класса мальчика. И раскрывается это дело случайным образом благодаря торчку, пьющей училке и строителю. На каком этапе написания Зак Креггер должен был понять, что дыр в его сценарии больше, чем ролей у Педро Паскаля за этот год? Я понимаю, что это художественное произведение, допускающее вольности, но не до такой же степени. Если бы фильм позиционировался как современная интерпретация сказки про Крысолова, который уводил за собой околдованных детей с помощью флейты, тогда претензий к сценарию было бы меньше. Только для этого надо было добавить в фильм больше оккультных элементов. У нас есть ведьма Глэдис (Крысолов), которая с помощью колокольчика (флейты) заманивает детей. Есть дерево с ветками, благодаря которым она подчиняет своей воле взрослых. Ну добавьте вы в сценарий ритуалы, где она рисует магические символы рядом с домами похищенных детей, чтобы родители забыли про них (как взрослые в Дерри у Кинга). Покажите, как она насылает порчу на участок, чтобы полицейские в городке стали еще тупее (хотя, согласен, куда уж тупее). Одно это уже закрыло бы большую часть вопросов к сценарию. И это визуально можно было бы красиво снять, что Креггер в принципе умеет. А так складывается впечатление, что пропажа 17 детей — это что-то местечковое. И расследовать тут, в общем-то, нечего.

Голый пистолет

Сценарий — это самое слабое место «Орудий». А когда крепкого сценария нет, режиссёр со своим символизмом начинает натягивать сову на глобус. А авторы киношного портала потом пишут материалы про пасхалки и отсылки в гениальном фильме. Например, в одной рецензии я прочитал, что «время на часах 2:17 отсылает к номеру комнаты в «Сиянии» — 217». Я копнул еще глубже: ровно 217 граммов весит Samsung Galaxy S26 Ultra. А еще 217 в сумме — это 10. А 10 негритят было у Агаты Кристи! А 217 наоборот — это 712. В нумерологии число 712 считается ангельским номером! Как вам такие пасхалки? А что, если синие занавески в комнате главного героя — это просто синие занавески?

Мем про синие занавески

И я не утверждаю, что отсылок и пасхалок здесь нет. Конечно же есть, как практически в любом произведении. Но они раскрываются тогда, когда у тебя работает сценарий. А это, увы, не про «Орудия». Еще угарнул с рецензий, где авторы расписывают скрытый смысл фильма. Социальный подтекст, буллинг, радикальные идеи, школьные травмы… Алло, центральная! У вас там как дела? Вы не забыли, в чем заключается суть хоррора? Ок, согласен, что задача по-настоящему напугать зрителя — это для современных киноделов что-то из разряда невыполнимого. Поэтому все так носятся с «Орудиями», «Собирателем душ», что там еще из недавнего так расхваливали? Все режиссеры дружным строем идут либо по пути отвращения (сплэттер, боди-хоррор), либо бесконечно юзают скримеры, а то и просто насилуют классику, снимая второсортные ребуты и продолжения, заново выдавая трижды переваренные идеи и сюжеты (новые «Хэллоуины» и «Крики» знают, что вы сделали прошлым летом). Но нагоните вы хотя бы саспенса какого-то, покажите, что пытались в ужасы. Зачем мне эти режиссерские аллюзии на мораль, общество, отношения? Если я хочу чего-то такого, то я и иду на что-то такое. А на хоррор я иду в кино, чтобы хоть чуточку испугаться.

Мем Бу! Испугался?

У Тарантино в «Однажды в Голливуде» куча отсылок к истории кинематографа. И ты не поймешь их все, если не в теме. Но он честно в интервью так и сказал, что снимал этот фильм для себя, а не для зрителя или критиков. Креггер пока не того полета птица, чтобы что-то подобное заявлять. Зато режиссер рассказал, что «на создание фильма его вдохновила личная трагедия, что он снял хоррор, чтобы пережить потерю друга и выпустить накопившийся гнев». Ок, искренне надеюсь, что ему это помогло. Но мне-то как зрителю что с этим делать? И заодно он назвал «Орудия» «хоррор-эпосом с человеческим лицом, фильмом о вине, страхе и потере, замаскированным под жанровое кино». Замаскировал так, что за этим гримом сам хоррор и потерялся. А заодно с ним и время, которое ушло на просмотр.

Джулия Гарнер
Видимо, Креггер ждал от зрителей такой реакции

Я не могу назвать этот фильм плохим. Он толково снят, с хорошим актерским составом, некоторые сцены и сюжетные ходы удались. Но после такой прессы я ждал большего. Да, завышенные ожидания со мной в очередной раз сыграли злую шутку, поэтому всем, кто хочет посмотреть фильм, я рекомендую постараться забыть про хвалебные отзывы критиков, высокие оценки от порталов и звания в духе «Фильм ужасов этого года». Кстати, может к концу 2025 и я буду готов с этим званием согласиться. Не потому, что фильм — шедевр, а потому, что жанр продолжает загибаться и особо не радует годнотой. Ну а самим «Орудиям» могу по-хемингуэевски сказать «Прощай!» и поставить 6 из 10 за визуал, Гарнер с Мэдиган и операторскую работу. Возможно, если Креггер отбросит эту претенциозность и попытается снять просто хорошее кино, то с экранизацией Обители зла, которой он сейчас занимается, получится лучше.

Итоговая оценка: 6/10
Артем Сащенко
Пишу про игры (RPG, рогалики, стратегии, квесты, инди), фильмы, сериалы и книги (фантастика, фэнтези, триллеры). Извлекаю пустоту холода из темноты космоса.

Читайте также