Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жила-была небольшая инди-студия Morteshka. Были у этой пермской студии два проекта: «Человеколось» и «Черная книга». Книжица люду особо приглянулась: награды от изданий чтительных, почет от игроков. И задумала тогда студия новое игрище, да не простое, а про Лихо Одноглазое.

И учинила Morteshka фолк-хоррор от первого лика с фольклором славянским, эпосом древнегреческим на мрачный ладъ.

Мистический хоррор от первого лица по мотивам мрачных народных сказок.
Лепо получилось, нечего и спор заводить. Попробуем же мы здесь до сути игрища докопаться, да в дураках не остаться.

Опора нового игрища, молвят игроделы, это сказание об ослеплении великана, которое чтец пытливый встретит в фольклоре разных народов. У нас это сказка Александра Афанасьева «Лихо одноглазое». Был еще великан Полифем в «Одиссее» Гомера, да приключения Синдбада-морехода припоминаются. Всех и не упомнишь, много их с сюжетами схожими, чего греха таить. А сюжетец, как водится, таков: попадают странники в обиталище зловещее, ждет их там чудище одноглазое, друзей странника оно съедает, а ему самому удается великана ослепить, да хитростью сбежать. Но чудо-юдо в конце дарит герою обильность, которая приковывает того к месту. И чтобы окончательно от погибели убежать, герою приходится что-то в жертву принести. Читывал я недавно занимательное, мол, сюжет всех этих сказок на самом деле прост в толковании: жилище на отшибе — это кузница, которую строили с краю, чтобы пожарище не перекинулось на все поселение. Одноглазый великан — это печь, которая пожирает дрова. А подаренная обильность — это изделие, которое кузнец выковал и нельзя его хватать, пока то не остынет.

Но у Morteshka сюжет, вестимо, куда сложнее, хоть и играем мы за Кузнеца, и изба зловещая, и печь с ухватом нам встретятся. Но игрок «заблоудиша в озерехъ и в болотехъ» аки войско Михаила под Новгородом. Потому что здесь все не ограничивается лишь сказкой Александра Афанасьева. Далече путь держать придется.

Отправившись на поиски Лиха, Кузнец будет собирать сказания разных народов в Книгу миров. Просвещаться новыми, припоминать знакомые по отрочеству, а заодно и странствие его обернется попыткой сбежать от злого рока.

На дорозе Кузнеца испытания ждут на смекалку да бдительность. Так что глаз зоркий да ум крепкий востребны будут. Низкий поклон добрым молодцам из Morteshka за сюжетец с головой в океане (ух, лепота) и за головоломку с созвездиями. Истинно глаголю вам: дано загадкам этим пребыть не только во времени, но и над временем. Касается это как загадок мудреных, кои на пути Кузнеца повстречаются, так и сундуков с числами тайными, где страницы из Книги миров спрятаны.

Зело велик пласт работ был у игроделов из Morteshka. Материала изведано много, посему и отсылок на разное тьма (от старины до современности). Здесь вам и мотивы из «Апофеоза войны» Верещагина.

А один из островов в игрище вельми смахивает на «Остров мертвых» Беклина.

Да, особливо про зримое в игрище сей сказать надо. Чёрно-бело здесь все, хоть глаз великану выколи. Это Morteshka так рассудила для настроя мрачного, дабы игрока в пучину изгиба смертного погрузить. Иногда же бывает, что нам фильму показывают, ужасти нагоняющую. Кому такое не любо, остережение для того. Но за зримым скрывается глубокий сказ, где быль с мифом переплетается, где Кузнец природу Лиха познает, да истину сыщетъ. Но потрудиться придется, дабы не потерпеть поражение, да не обратиться мертвой овцой, оставшись навеки пастись в тридесятом царстве.

Аз воздам игре сей осьмь из десяти. Отмечу, пост-ужасъ у игроделов из Morteshka удачным вышел, ждем смиренно теперь их «Черную книгу» вторую. Слухом земля полнится аки творят ее уже.