Обзор
19 ноября 2025
4 минуты чтения

«Трон: Арес» — третий актерский провал Джареда Лето

Очередной фильм медиафраншизы «Трон» не только поставил крест на дальнейшем ее продолжении на большом экране, но и стал третьим актерским провалом для Джареда Лето. До этого был гламурный Джокер в «Отряде самоубиц» Дэвида Эйра и «Морбиус» . Время морбить, к счастью, прошло, но теперь настало время разобраться, почему не работает фильм «Трон: Арес».

Николай Лужецкий
Редактор
22
4 мин.

Посмотрел я «Трон: Арес» и теперь понимаю, почему он обернулся кассовым провалом. Казалось бы, всё на месте: Джаред Лето, неон, лазеры, музыка от Трента Резнора, огромный бюджет на крутой визуал — бери и делай эпичную кибер-оперу. А по факту очередной системный сбой, но не на сервере, а где-то в сценарном отделе.

Персонажи появляются, как назойливые всплывающие окна на старой Винде после подхваченного вируса: ты не понимаешь, кто они, зачем они тут, откуда взялись и почему вообще тебе должно быть не плевать на них. А они, тем временем, бегают, стреляют, решают какие-то свои мышиные задачи без единого шанса на то, чтобы ты хоть немного к ним прикипел. Такое чувство, будто персонажей брали по методичке Sweet Baby Inс.: нашли нужные категории — «сильная женщина», «азиатка», «гомогей», «белый угнетатель» и поставили галочки напротив. Готово, отдел разнообразия доволен, квоты по дайверсити и инклюзивити выполнены, идём дальше.

Трон: Арес

Самая главная потеря — это то, что ломается сама философия «Трона». Можно сказать, что это была философская кибер-притча, упакованная в стильный визуал. В старых фильмах была простая, но мощная идея: что делает нас людьми, если человеческий разум может существовать вне физического тела? Перенос человека из физического мира в кибер-пространство воспринимался как метафора оцифровывания сознания, что в свою очередь порождало мысли о цифровом бессмертии. Тогда в 80-е это казалось фантастикой, а сейчас это практически реализованный сценарий — мы уже большую часть жизни проводим в сети, вопрос только, когда можно будет откинуть свои физические оболочки, чтобы перенестись туда целиком. И это уже не является какой-то фантастикой — вероятно, на горизонте 10-20 лет продвинутые нейроинтерфейсы, внуки Нейралинка и его аналогов из поднебесной, позволят делать полноценный цифровой слепок человеческого сознания. В общем, там был смысл, было о чем поговорить.

Фильм Трон

В «Аресе» схема меняется: они решили вытаскивать программы в реальный мир. И вот тут концепция начинает рассыпаться, наступает логический ступор. Потому что программа — это очень ограниченная функция внутри системы. Это условный «если — то — иначе». У неё нет органов, нет обмена веществ, нет того, что делает биологическую форму возможной. Даже если допустить гипотетически, что в этом мире была разработана технология, типа продвинутого 3д-принтера, способного на атомарном уровне воссоздавать жизнеспособную органику, то для ее работы потребовались бы инструкции, вроде ДНК, которые просто нет смысла давать программе. Ведь для ее эффективной и быстрой работы код должен быть максимально оптимизированным. Можно было бы постараться и придумать научно-фантастическое объяснение — разработать принцип, модель перехода из цифрового состояния в физическое, показать ограничения и цену процесса. Но в фильме ничего этого нет.

Трон: Арес

И вот начинается магия — они берут и печатают органику лазером. Просто из цифровой модели! Без объяснений, без контекста — хоба, жмут на рендер в «Блендере», и программа превращается в дерево с апельсинами, из которых ты можешь себе запросто сделать фреш. И нам говорят: «Ну да, мы вот лучиком печатаем, и программа становится человеком». Да, конечно. А завтра скрепка-помощник из Word’а напечатает себе семейную пару, возьмет ипотеку и начнет роллы заказывать. И в результате мы видим, как цифровой файерволл в лице Джареда Лето удаляется за горизонт на байке в узких штанах, с длинными волосами, мускулатурой и, видимо, биохимией внутри. Как будто его не создали, а сняли с обложки рок-журнала.

Трон: Арес

И это даже не проблема фантазии. Фантазия окей, фантастика — это классно. Проблема в том, что от фантастики тут нет логики, нет возможности поверить в мир, а как следствие, предложения зрителю подумать хоть о чём-то. Просто сделано так «потому что красиво».

О сюжете фильма «Трон: Арес» даже говорить особо нечего. Он слабый. Как я уже говорил, персонажи введены формально и не раскрыты. Что за сестры-азиатки? Почему к ним попала в управление одна из крупнейших корпораций в мире? Почему ушел в отставку сын основателя корпорации Сэм Флинн? Да кого это волнует. Плоский конфликт уровня «все хорошее против всего плохого». Логика поведения персонажей отсутствует, все держится на условностях. Короче, логотип «Диснея» в начале себя полностью оправдал.

Музыка Резнора как всегда получилась интересной: атмосферной, холодной, технологичной — эдакий мрачный синтвейв с элементами индустриальной готики. Этот саундтрек легко можно было бы представить в System Shock или Deus Ex, где он бы раскрылся в полной мере. Но здесь музыка оказывается привязанной к фильму, который тянет ее на дно и потому рискует быть похоронена и забыта вместе с ним.

Трон: Арес Трент Резнор

И вот на фоне всего этого особенно обидно, что синергия таких мощных брендов, как «Трон», Джаред Лето и Трент Резнор, не привела к тому эпичному результату, который все мы ожидали, который мог стать большим событием в современном кино. Новую аудиторию таким не заинтересовать, а старая, судя по сборам, осталась разочарованной. В результате: отмена продолжения франшизы, а жирный клиффхэнгер, оставленный режиссером в концовке фильма так и повиснет недописанной строкой кода.

В итоге, остаётся досадное ощущение несостоявшегося потенциала. Был замах на возвращение былого величия, а получился фильм, который просто выглядит и звучит эффектно, но не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Так, проходной боевичок, на раз сойдет.

Итоговая оценка: 5/10
Николай Лужецкий
Гордится тем, что одолел Лумаккио

Мерч по теме

Читайте также